Роскосмос Федеральное космическое агентство
«Роскосмос»
МАКД Международная ассоциация участников
космической деятельности
Поехали!

Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») приступили к разработке бортовой радиотелеметрической системы для многоразового пилотируемого космического корабля «Федерация». Она станет вдвое меньше, легче и функциональней по сравнению с образцами предыдущего поколения.

Бортовая радиотелеметрическая система (БРТС) – основная приемно-передающая система космического корабля, принимающая на борту космического корабля команды с наземного комплекса управления и передающая информацию с борта на Землю.

Новая система будет полностью обеспечивать связь корабля «Федерация» с Землей, собирая информацию от всех его служебных систем: управления, телеметрии, телевизионной системы и робота «Федора» (робот-гуманоид Final Experimental Demonstration Object Research – FEDOR), который, как планируется, станет первым и единственным членом экипажа нового корабля во время испытательных полетов.

Разговоры с роботом Федей, а в дальнейшем и с космонавтами, также будут осуществляться через БРТС, в состав которой входят беспроводные гарнитуры. Специалисты АО «Научно-производственное объединение измерительной техники» (НПО ИТ, входит в РКС) разработают гарнитуры на отечественной элементной базе.

Ведущий инженер отдела цифровой схемотехники и прикладного программного обеспечения НПО ИТ Кирилл СЕМЕНОВ: «Фактически наша система – это космический Wi-Fi. У нас есть коммутатор SPACEWARE – локальная сеть, которая нацелена на космические технологии. В ней заложен свой стандарт, она имеет много уровней защиты. Мы создаем единую систему, через которую циркулирует вся информация между Землей и космическим кораблем. И делаем это, применяя только отечественные электронные компоненты».

В состав БРТС входят два моноблока. Один из них будет установлен в двигательном отсеке космического корабля, другой – в возвращаемом аппарате. В отличие от первого моноблока, в моноблок в возвращаемом аппарате будет встроен блок голосовой связи для обеспечения полного тракта связи экипажа между собой, с наземным комплексом управления, бортом МКС и другими смежными системами.

Каждый моноблок состоит из 4 универсальных приемо-передающих модулей (УМПП) для обеспечения максимальной надежности. В постоянном режиме один приемо-передатчик включен на прием, другой – на передачу. При выходе из строя одного УМПП, его функции может взять на себя другой. Таким образом обеспечивается многократное резервирование каждого из моноблоков, сохраняющее функционирование моноблока даже при множественных отказах.

Помимо работы над БРТС, специалисты НПО ИТ разрабатывают блок усиления коммутации (БУК) для сопряжения с бортовой аппаратурой. Синергетический эффект от этого будет повышать надежность коммуникационного тракта, а за счет компоновочных решений улучшатся габаритно-массовые характеристики всех задействованных систем.

Первый образец БРТС появится уже в конце 2018 года. По планам, дальнейшие сроки работы над системой будут синхронизированы с работами над кораблем «Федерация».

-

 

 

Пресс-секретарь АО "НПО ИТ" 

Мария Ребрина

 

НПО ИТ приняло участие в авиационно-космическом салоне МАКС-2017

Репортаж телеканала Королев ТВ:

 

 

Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») представил в рамках международного авиационно-космического салона МАКС-2017 датчиковую аппаратуру, позволяющую существенно продлить срок службы и повысить надежность систем космических аппаратов, средств выведения и реактивных двигателей. Разработка позволяет контролировать параметры электризации для защиты космической электроники от помех и повреждений. Аппаратура полностью герметична и отличается от аналогов миниатюрными массогабаритными характеристиками, высокой надежностью и механической прочностью.

Космический аппарат во время полета подвергается воздействию потоков высокоэнергетической плазмы, а также оптических, радиационных излучений. Это приводит к электризации его поверхности, причем разные участки в зависимости от свойств материалов и их ориентации по отношению к Солнцу могут заряжаться по-разному, а значения электрических потенциалов могут достигать десятков киловольт.

Электрические напряжения между отдельными участками поверхности космического аппарата создают риск разряда, который может привести к сбою в передаче полезной информации и выходу из строя отдельных электронных компонентов. Для контроля работы бортовых систем и включения систем защиты используется мониторинг электростатических полей. Для этого на космические аппараты и ракеты-носители устанавливаются специальные датчики, обеспечивающие контроль электростатических полей и разрядов.

Главный конструктор по направлению электрофизических измерений АО «Научно-производственное объединение измерительной техники» (НПО ИТ, входит в РКС) Николай ПУШКИН: «Нам впервые в России удалось сделать по-настоящему миниатюрную систему электризации, которая может устанавливаться в том числе на малые космические аппараты. Датчики электризации – трехканальные, состоят из чувствительного элемента для измерения постоянного электрического поля и плоской антенны для измерения переменного электрического поля и токов облучения Последним этапом стала доработка преобразователя, который также приобрел малые габариты».

Для эффективного контроля электризации требуется установить на космический аппарат несколько датчиков, что ранее не всегда было возможно из-за их размера и веса. Миниатюрность датчиков электрического поля и преобразователя, также имеющего малые размеры, позволяет решить эту задачу.

Миниатюризация датчиковой аппаратуры является частью работ по созданию бортовой аппаратуры для нового поколения малых космических аппаратов – микроспутников и наноспутников. Вес нового датчика параметров электризации составляет около 40 грамм против 300 грамм для аналогичного устройства предыдущего поколения. В ходе испытаний системы на специальном стенде была подтверждена способность изделия измерять напряженность электрического поля в диапазоне от 0 до 100 кВ/м.

Новые датчики также будут применяться и для контроля внутриприборной электризации на перспективных полноразмерных российских космических аппаратах, работающих на геостационарных, высокоэллиптических и полярных орбитах.

Аппаратуру планируется применять в научных исследованиях электрического поля Земли и облаков при контроле молниеопасности.

-

 

 

Пресс-секретарь АО "НПО ИТ" 

Мария Ребрина

 

Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») разработали инновационную систему бесконтактного контроля процессов в газовых трактах ракетных и авиационных двигателей на основе измерения напряженности магнитного поля на их внешней поверхности. Система, получившая название «Зонд-РД», уже показала свою эффективность на двигателях РД-191 ракеты-носителя «Ангара» и представлена на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 с 18 по 23 июля.

Принцип действия новой системы основан на измерении напряженности магнитного поля на внешней поверхности жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), которое возникает при движении ионизированного газового потока. Анализ этого магнитного поля позволяет контролировать режимы работы ракетных, а также авиационных двигателей. При этом время реакции на нештатную ситуацию у такой системы гораздо выше, чем у применяемых сегодня для отработки жидкостных ракетных двигателей датчиков давления и датчиков тепловых и вибрационных параметров.

Главный конструктор по направлению электрофизических измерений АО «Научно-производственное объединение измерительной техники» (НПО ИТ, входит в РКС) Николай ПУШКИН: «Мы впервые использовали инновационный бесконтактный способ контроля электрофизических процессов в газовых трактах ЖРД. Традиционно измерителем электрических параметров ионизированного газового потока является зондовый датчик. Такой датчик встраивается внутрь двигателя, непосредственно в газовый поток. Он зачастую обгорает и приходит в негодность из-за высоких температур и высокой скорости газового потока. В нашей системе используется накладной датчик, который крепится на внешней поверхности двигателя».

Система состоит из преобразователя и двух датчиков переменного магнитного поля. Размер каждого из них 30х20х15мм, они способны выдерживать жесткие условия эксплуатации на внешней поверхности ракетных двигателей: температуру около 500°C и вибрации порядка 1000g. Надежность новой системы была доказана в ходе испытаний на двигателе ракеты-носителя «Ангара» – РД-191.

Местами установки датчиков, входящих в систему «Зонд-РД», являются газовод после турбонасосного агрегата, камера сгорания и другие элементы газового тракта двигателя.

Магнитометрическую систему «Зонд-РД» планируется использовать также для бесконтактного контроля процессов воспламенения топливной смеси во время запуска ЖРД, для ранней диагностики процессов разгара и движения горящих частиц в газовых трактах, а также при испытаниях авиационных газотурбинных двигателей.

 

-

 

 

Пресс-секретарь АО "НПО ИТ" 

Мария Ребрина

 

141074, Российская Федерация, Московская область, г. Королёв, ул. Пионерская, дом 2.
тел.: +7 (499)750-40-50 доб. 14-00; факс:+7 (495)488-96-48; +7 (495)516-50-80 e-mail: npoit@npoit.ru